Тилла-кош

Тилла-кош (тиллягоша, тиллякоша, коштило) — узбекское налобное украшение для молодых женщин, которое надевали в день свадьбы и часто носили до рождения первого ребёнка.

Голова традиционно воспринималась как особо священная часть тела, в определенном смысле воплощающая
самого человека, поэтому она декорировалась наиболее обильно. Подобные представления о голове как вместилище души, как воплощении самого человека сохраняются и в исламе. Украшения здесь выполняют функцию завесы, сокрытия истинного облика того, что представляет особую ценность. Все они в той или иной степени воспринимаются как обереги и талисманы, а надевание определенных ювелирных изделий изменяет статус самого человека. Одновременно они выполняют и другую важную функцию: с помощью символики орнамента,цвета, чисел,магических форм и материалов — всего того, что составляет завесу, — они окончательно формируют образ женщины, вводя ее в общую систему мирозданья. Поэтому украшения являлись знаками, определяющими социально-возрастное положение женщины, и участвовали во всех важнейших обрядах жизненного цикла. Здесь мусульманские представления тесно переплелись с более древней традицией, также наделяющей украшения большой магической силой.

тилла-коштилла-кош

Единого мнения относительно его происхождения до сих пор нет. Ряд историков предполагает, что название украшения “тилла-кош” означает “золотые брови”, так как его нижняя часть выполнялась в форме бровей. Другие исследователи считают, что форма тилла-кош исходила от стремления повторить в металле взмах крыльев птицы. Также слово “кош” по своему звучанию близко к слову “куш” (птица). Возможно, что изначально они символизировали крылья, и само украшение было связано с образом Богини-матери, которую часто представляли в виде птицы. Украшение подобного типа с основой в виде крыльев известно в Иране, Армении, Индии. Его изображения найдены нами на Бухарских миниатюрах XVI в. Древнейший его вариант можно видеть на терракотовых статуэтках 4 -5 вв., находимых в различных городищах Средней Азии.

Тяжёлая золотая или серебряная «скоба» украшалась подвесками с тонкой гравировкой, эмалью, бусинами из стекла и натуральных камней. Густая бахрома подвесок позвякивала при малейшем движении. («кош» — брови, «тилло» — золото). Представляет собой стилизованное изображение бровей, над котором возвышается ажурное навершие, а под «бровями» — ряд подвесок в виде бахромы. В отличие от наверший подвесок «брови» остаются свободными от вставок, они выполняются с тисненным орнаментом, изображающим волоски бровей. Изначально коши-тилло изготавливались без навершия и подвесок и надевалось на сами брови.

Первые тилла — коши не имели высокой «короны» с богатыми украшениями – изначально это была сами «брови» с короткими подвесками, а среди «бровей» помещался крупный самоцвет – его называли лал. Украшение дополняли височными подвесками зульфи зар и головным платком или сложной чалмой. Со временем появилась роскошная «надстройка», превращающая тилла-коши практически в кокошник – такие носились с платком или несколькими платками на голове. Особенно популярны тилла-коши были в 90-тых годах 19-го века, но к моменту прихода советской власти в Узбекистан практически полностью вышли из моды.

Тилла-коши бытовало очень широко и имело несколько местных вариантов, но всегда его неизменными элементами были «брови-крылья» в нижней части и -навершие над ними. Бухарскому варианту присуща наибольшая декоративность решения, тонкость и изысканная графичность силуэта, в то время как в хивинском украшении сочетаются архаичные и новаторские черты, массивность формы и изощренность декора. Самаркандско-ташкентское тилла-коши наиболее ярко воплотило концепцию завесы, сокрытия формы декором.

ℹ Источники: http://cheloveknauka.com/traditsionnoe-yuvelirnoe-isk..https://ok.ru/istoriyavi/topic/65058831259110http://fashiony.ru/page.php?id_n=93002

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

      НАВЕРХ