Казанские татары

Казанские татары — наследники богатой и древней культуры волжских булгар, жителей одного из первых ранне-феодальных государств на территории Среднего Поволжья.

Воротниковая пряжка. Конец ХIХ – начало ХХ в. Фотограф Ф. Ратников.

В Волжской Булгарии были развиты различные промыслы и ремесла, из которых ювелирное дело, кожевенное (в частности изготовление национальной кожаной обуви «ичегов» и головных уборов «каляпуг»), а также искусство ткачества и вышивки развивались в течение многих столетий и, обогащенные местными традициями и влиянием соседей, сохранились до настоящего времени.

Ичежно-каляпужный промысел

В районах, близких к Казани и Заказанью, в ичежно-каляпужном промысле было занято большое количество мужчин и женщин. При изготовлении ичегов (традиционной обуви) мужчины обычно занимались выделкой кож, их окраской и раскроем, а женщины сшивали заготовки и украшали их узором, используя золотые, шелковые или хлопчатобумажные нити. Вышиванием головных уборов («кэлэпут», тюркс.) также занимались женщины.

Ювелирное искусство

Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР. Браслеты были неотъемлемой частью традиционного женского костюма казанских татарок.

Ювелирное искусство было приоритетом мужчин. Чаще всего эта профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Татарские мастера владели всеми сложными техническими приемами ювелирной техники, в основу которой легли художественные традиции волжских булгар, постигших тайны художественной обработки металла еще в глубокой древности.
Значительное влияние на художественный стиль украшений татар оказали культура их непосредственных соседей — финно-угорских народов, традиции русских ювелиров, а также искусство Востока.
Ма­те­ри­а­лом для юве­лир­ных из­де­лий слу­жи­ли се­реб­ро, реже с зо­ло­че­ни­ем, дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни, цвет­ное стек­ло.

Ювелирные украшения: накосники (чулпы), нагрудные украшения, браслеты (блязек). Казанские татары. Казанская губ. Начало XX в. Фонды РЭМ.

Та­тар­ские ре­мес­лен­ни­ки вла­де­ли раз­лич­ны­ми при­е­ма­ми и сред­ства­ми ор­на­мен­та­ции юве­лир­ных укра­ше­ний: ли­тьем, гра­ви­ров­кой, ска­нью, зер­нью, чер­не­ни­ем, ин­кру­ста­ци­ей са­мо­цве­та­ми, штам­пов­кой.
Уни­каль­ной для та­тар­ско­го при­клад­но­го ис­кус­ства яв­ля­ет­ся тех­ни­ка бу­гор­ча­той (ре­льеф­ной) ска­ни, в ко­то­рой ор­на­мен­таль­ные ве­точ­ки за­пол­не­ния воз­вы­ша­ют­ся объ­ем­но в виде низ­ко­го или вы­со­ко­го ко­ну­са из плот­ных за­вит­ков. Пред­ме­ты юве­лир­но­го ис­кус­ства яв­ля­ют­ся вы­со­кой сту­пе­нью раз­ви­тия декоративно-прикладного ис­кус­ства та­тар.

Основной источник: www.ethnomuseum.ru

Next Article

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

      НАВЕРХ